95
a94ddf78b560ef0a9fc00d4b1fe_prev

Жан Жак Руссо о воспитании детей

Пожалуй, ни одно имя в XVIII веке не было окружено такой славой, как имя Ж.Ж. Руссо. Это был самый знаменитый писатель и талантливый педагог во Франции и всей Европе. Любые работы Руссо тут же переиздавались и переводились на многие языки мира. Однако личность Руссо помимо восхищения вызывала ещё и многочисленные споры. Многие его считали смутьяном и бунтарём, который не уважает устои всего общества и провоцирует разнообразные революции.

В те времена воспитание и школьное обучение ещё хранили черты эпохи Средневековья. Это наблюдалось не только во Франции, но и во многих других европейских странах, где в школах всё было слишком убогое и далёкое от самого образования. Для простого народа учебных помещений, вообще, не существовало, и чаще всего обучение было в доме учителя и в ремесленных мастерских. Роль учителя могли исполнять либо сапожники, либо каменщики, которые нуждались в дополнительных заработках. Причём предпочтение отдавалось тому, у кого самое подходящее помещение для обучения. Поэтому образование и знания самого, так называемого, учителя не имели особого значения, и обучение было соответствующим.

Жан Жак Руссо показал воспитание с новой стороны и считал, что обучение должно происходит по определённым схемам, причём с самого рождения.

Руссо считал, что на ребёнка изначально воздействуют три фактора:

природа, которая помогает развивать чувства и способности;

окружающие люди – обучающие ребёнка искусству общения;

явления и предметы – обеспечивающие опыт для ребёнка;

Сочетание всех трёх факторов обеспечивает естественное развитие человека. Основная задача любого воспитательного процесса обеспечить благоприятное взаимодействие всех трёх факторов и гармоничное воздействие на ребёнка. А самым важным Руссо считал наличие собственного опыта у детей, а естественным воспитательным процессом – внимание к их индивидуальным особенностям. Причём в интеллектуально-нравственном воспитании Жан Жак Руссо предпочитал не спешить, а вот физическое развитие должно происходить быстрее и активнее.

Новаторскими идеями Руссо в те далёкие времена стали такие занятия, как ручной труд детей, например, забота о садовых растениях или кузнечное дело. Педагог считал, что только через собственный труд и достижения ребёнок учится быть независимым и достигать своих целей.