40
ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗМА

Воспитание в детях оригинальности и индивидуализма

Для прогрессивного движения и преуспевания целого рода и общества — крайне необходимо, чтобы воспитание детей пробуждало в подрастающем поколении чувство самостоятельности, оживляло и поддерживало смелость отступать от общепринятого шаблона, когда это не причинит вреда другим, или в тех случаях, когда индивидуальность не есть только желание обратить на себя общее внимание. Со спокойной совестью предоставить ребенку свободу не подчиняться общепринятым мнениям и обычаям, освобождаться от общепринятых чувств,— вот главное, так сказать, основное условие для воспитания индивидуальной, а не коллективной совести, единственного рода совести у большинства, современных людей.

Одно из самых частых явлений, сделавшееся до того обычным, что его можно считать почти законным, это то, что и в школе, и в семье больше всего преследуются и больше всего наказываются дети оригинальные и выдающиеся по своим способностям. Обыкновенно ни у кого из окружающих недостает чуткости, чтобы понять то, что пробуждается и что живет в странном или шумном, замкнуто-сдержанном или вспыльчивом ребенке. И в особенности матери и учителя обнаруживают всю свою несостоятельность в понимании и усвоении самого элементарного правила искусства воспитания: «смотреть простыми глазами», а не через призму современных педагогических доктрин, которыми они себе набивают головы.