14
Любознательность

Любознательность

Младенец проявляет любознательность, следя глазами за предметом и поворачивая голову на звук задолго до того, как он научится говорить. Малыш исследует все, до чего может дотянуться. Все, что попадает ему в руки, он трет, тискает, мнет, а чаще тащит в рот, пробует на вкус, старается разгрызть. Малыш изучает все, что надето на его родителях.

Детское любопытство увидеть и узнать все вокруг вызывает восхищение со стороны родителей, но также причиняет им немало беспокойства. То и дело ребенок слышит: «Нет! Нельзя!», когда он хватает что-то с пола, берется за электрические провода, тащит на себя салфетку со стола, залезает во все шкафы и на всех парах старается проскочить, если дверь комнаты открыта.

Приходится следить за ним и удерживать его от неприятностей. Когда малыш начинает ходить, родителей заботит вопрос, что лучше: позволить ребенку самому взять то, что ему нужно, или подать ему вожделенную вещь, избавив его от всякого рода ушибов и неприятностей. Проблема состоит в том, чтобы, не стесняя естественного желания малыша все узнать и обследовать, держать его в разумных пределах.

С самого начала очень важно, чтобы родители понимали, что они не могут дать ответы на все вопросы, и не боялись честно признаться в этом детям. Такая форма общения поможет установить доверительные отношения между детьми и родителями.

В познавательных целях родителям следует брать ребенка в магазин, подводить к строительной площадке, провести по мосту, пройти на набережную и т.д. На загородной прогулке ему надо показать корову, кур и других животных и птиц. Вы увидите, что ребенок кроме обычных вопросов: «Что это? Как это работает? Что оно делает?» — задаст множество других, более сложных: «А кто был первым? А что было до этого? »

От вопроса «Что это такое?» ребенок переходит к вопросу «Почему?», который имеет массу оттенков и совсем необязательно бывает вызван чистой любознательностью. Иногда он может быть продиктован желанием привлечь к себе внимание взрослого.

Искусство отвечать на вопросы, в частности, связано и с умением чувствовать, что же на самом деле кроется за вопросом. Большинство современных родителей пришли к выводу, что лучше всего отвечать на вопросы прямо, просто и так, чтобы это было понятно ребенку.

Родители не должны чувствовать себя обязанными давать объяснения немедленно, даже бросив все свои дела. Дети должны приучиться понимать, что задержка с ответом вовсе не означает отказа отвечать. При ответах на вопросы родителям надо стараться избегать лекционной манеры и не слишком вдаваться в детали, чтобы не вызвать чувства скуки у малыша.

В школе предусмотрены ознакомительные экскурсии детей на фабрику, водохранилище; опытный учитель даст задание детям самостоятельно решить какую-то проблему по следам проведенной экскурсии и рассказать о результатах в школе. Но никакой самый талантливый учитель не в состоянии удовлетворить детское любопытство. Знания ребенок может добыть только сам. И надо поощрять, чтобы дети больше читали, посещали музеи, искали и находили занятия по сердцу, экспериментировали.

Едва ли вы вызовете интерес ребенка, скажем, к химии, если купите ему дорогой комплект, к использованию которого он еще не готов. Едва ли ребенок обратится к вам с вопросом во второй раз, если в первый вы дадите ему такой исчерпывающий ответ, который будет ему малопонятен.

Любознательность нельзя рассматривать как способ заставить ребенка учиться. Это особое качество человеческой личности, это наиболее динамичный фактор человеческого прогресса.

Для растущего ребенка совершенно естественно задавать вопросы, связанные с сексом, и когда бы они ни возникли, родители должны отнестись к ним так же естественно, как и к остальным вопросам.

Если задаются вопросы, на которые принципиально нельзя ответить, то родители должны объяснить детям, что есть такие вопросы, ответ на которые сводится к размышлениям, что, кстати, тоже очень полезно для развития.