18
Мария Монтессори о контроле взрослых над детьми

Мария Монтессори о контроле взрослых над детьми

Слепота взрослых – то, что человек не видит. Люди видят, что происходит с детьми, но не понимают. Предвзятое мнение, предубеждение, что ребенок не сможет воспользоваться свободой, не осознает, что он делает. Это – одна из основных проблем цивилизации, в связи с этим необходима переделка взрослых.

Родители, когда ребенок рождается, ощущают огромную радость. Но тут же с другой стороны: «Как мне организовать свою жизнь, чтобы рождение ребенка не повлияло на мою жизнь?» Мы выстраиваем оборону, сопротивляемся перестройке жизни. Фрейд называл это фугами – подсознательные слои защиты, которые человек не видит. Суть в следующем: родители, желая защититься от ребенка, который начинает занимать слишком много времени и места в жизни, подсознательно дают «объяснялки» своим действиям – мол, это на благо ребенка, для его дисциплины. Мария Монтессори говорит, что душа ребенка страдает, так как в этой ситуации никто не осознает ее нужд. Мы, как взрослые, ощущаем некую неполноценность детей, и что нам нужно передать им мудрость, наполнить их. На самом деле нам надо научиться видеть в ребенке младшего брата Иисуса. Подсознательно люди считают, что все равны, кроме детей. Мария Монтессори: «У цивилизации есть 2 полюса – Северный и Южный, один из них взрослых, а другой – детей. Но все строится вокруг нужд взрослого – распорядок дня, дом.… Но благополучие и мир придет только, когда все будет исходить из нужд ребенка.»

По Монтессори возможна свобода только в подготовленной среде. Наблюдение монтессори-педагога : «На детской площадке дети свободно двигались, играли, пересыпали песок. Это возможно, так как была подготовленная среда (с ними был один воспитатель на 8 детей). А теперь представьте, они в вашей гостиной, где расставлены хрупкие предметы…» Вы можете дать свободу, только если они могут прикасаться ко всему. Зачем нужна подготовленная среда, если они не могут все трогать? Подготовленная среда нужна, чтобы дети были свободны. Нам следует признать, что как взрослые мы заражены этим подсознательным предубеждением (имеются в виду все мы, в т.ч. М-педагоги). Мария Монтессори говорила про два «греха» взрослых – гордыня, когда мы считаем, что ребенок не полноценное существо. И гнев, который поднимается, когда ребенок не выполняет наших ожиданий, он возникает из-за отсутствия достаточного терпения в общении с ребенком.